Обзор проспекта Победы в Киеве (+большая фотогалерея)
  • Длина проспекта: 11 км
  • Станции метро вдоль проспекта: Житомирская, Святошин, Нивки, Берестейская, Шулявская, Политехнический институт
  • Основной вид наземного общественного транспорта: троллейбус

Проспект Победы (проспект Перемоги) – одна из главных улиц, формирующих облик Киева, а также важная транспортная магистраль, соединяющая западную окраину города с центром.

Проспект Победы начинается с западной стороны площади Победы. Он почти прямой и имеет только один небольшой поворот в районе Гаванского путепровода, между станциями метро «Берестейская» и «Нивки». Практически на всём протяжении проспекта (не считая небольшого участка на окраине) проложены троллейбусные линии, которые заменили трамвайные пути, существовавшие здесь до начала 1980-х. На троллейбусе №7 можно проехать почти через весь проспект. Непосредственно на проспекте расположены шесть станций метрополитена.

В самом начале проспекта, на участке длиной чуть больше 500 метров – от площади Победы до Воздухофлотского путепровода – расположена дорога бульварного типа с пешеходной аллеей между дорогами.

За бульваром находится Воздухофлотский мост, сразу за ним – здание нынешнего Министерства инфраструктуры Украины, которое когда-то было одним из самых высоких в городе. Теперь оно выглядит скромно, особенно если сравнивать с комплексом высотных зданий, которые строятся через дорогу. Ранее доминирующим в этой местности было треугольное сооружение Центрального ЗАГСа, однако теперь, зажатое с двух сторон небоскребами долгостроя, его едва видно с проспекта. 

Далее вдоль проспекта в основном девятиэтажная застройка, в том числе ряд зданий с торцами, украшенными советскими мозаиками. Здесь же торговый ряд, ранее наиболее известный благодаря магазину «Военторга». Сейчас здесь совсем другие магазины и банки. С большим трудом удалось здесь остаться детской библиотеке, помещение которой также пытались отобрать под коммерческое использование.

На углу проспекта и улицы Богдана Гаврилишина (бывшая улица Ванды Василевской) не так давно появился торговый центр Smart Plaza Polytech с кинотеатром. Кинотеатр, кстати, находится примерно на том же месте, где когда-то был кинотеатр имени Довженко, только теперь это заведение совершенно другого типа.

У пересечения проспекта с Политехническим переулком находится здание Дирекции Киевского метрополитена. За ним большую территорию занимает Национальный технический университет «Киевский политехнический институт», корпуса которого отделены от проспекта зеленой зоной. Напротив территории КПИ, по другую сторону проспекта, находятся дворец культуры «Большевик» (ныне в нем расположены Цыганский театр «Романс» и танцевальная студия), киевский зоопарк и территория еще одного университета – медицинского имени Богомольца.

Еще дальше по проспекту находятся парк Пушкина и территория киностудии имени Довженко с садом, высаженным самим Александром Довженко и находящимся сейчас в полузапущенном состоянии (сад заметно зарос бурьянами). 

Далее – печально-комически знаменитый Шулявский мост. Ничем особо не примечательный, построенный в первой половине 1960-х, он прославился уже в начале XXI века в связи со своим плохим техническим состоянием («мост устал», по словам одного городского чиновника), что привело к необходимости его полной реконструкции, которая на момент обзора еще не завершена, но новый мост уже эксплуатируется.

За Шулявским мостом – наземный вестибюль станции метро «Шулявская». Чуть отдалена от проспекта территория комплекса «Преса України», судьба которого теперь под большим вопросом. Ранее один из лидеров в производстве газет и журналов, теперь в эпоху электронных СМИ, он с каждым годом теряет значение. Возможно со временем здесь вместо производственных корпусов вырастет очередной жилой комплекс. На это «намекает» и недавно начавшаяся стройка «свечки» прямо над проспектом, перед главным корпусом «Преси України» и зданием Национальной научной архитектурно-строительной библиотеки.

Если двигаться от станции метро «Шулявская» к станции «Берестейская» по правой стороне проспекта, то в сквере рядом с главным корпусом экономического университета можно увидеть гигантскую монетку – это «памятник» украинской гривне.

Далее над проспектом – еще один мост, от которого в разные стороны расходятся улицы Василенко и Дегтяревская.

Сразу за мостом по правую сторону довольно крупный парк «Нивки», разделенный на две части железнодорожным полотном. Над железной дорогой проходит Гаванский путепровод, он же мост метро. Это не ошибка. Под пешеходным тротуаром моста со стороны станции городской электрички «Рубежовский» расположен тоннель, по которому проезжают поезда метро красной линии. Подробнее про этот путепровод можно почитать в Википедии. В части парка «Нивки», которая ближе к одноименной станции метро, есть три пруда. 

Далее дорога разделяется на две ветки – можно ехать как через недавно отремонтированный мост, так и в объезд (так, например, делают почти все маршрутки). Здесь же поворот на улицу Щербаковского (бывшая Щербакова), которая ведет к жилому массиву Виноградарь.

Еще дальше – поворот на улицу Академика Туполева, ведущую к городскому Берковецкому кладбищу. За этим поворотом – территория авиазавода «Антонов», на котором когда-то был спроектирован и выпущен самый большой самолет в мире Ан-225 «Мрія». У одного из административных корпусов авиазавода установлен памятник летчику Петру Нестерову, изображающий как самого летчика, так и совершенную им впервые в мире «мертвую петлю».

Почти напротив авиазавода, через дорогу, в советское время располагался завод «Красный экскаватор», позже переименованный в АТЕК. Сейчас от завода, выпускавшего сельскохозяйственные машины, остались только несколько полуразрушенных корпусов, выходящих на проспект Победы. Другие цеха завода в 2017 году были снесены. Также слева от завода можно увидеть разрушающийся дом культуры этого предприятия.

За станцией метро «Святошин» под мостом перпендикулярно проходит железнодорожная ветка в коростенском направлении и находится ж/д станция Святошин. К железнодорожным путям примыкает площадь Героев Бреста, являющаяся крупным транспортным узлом, в том числе для жителей Борщаговки. 

Вдоль оставшегося участка проспекта Победы когда-то располагался загородный дачный поселок Святошин, теперь это уже давно часть города с многоквартирными домами, но зеленая зона и историческая застройка особенно активно целенаправленно уничтожается в последние десятилетия. Еще не так давно здесь оставалось немало дачных особняков, представляющих ценность, но сейчас их остались единицы, да и те под угрозой сноса. Один из них находится совсем рядом с дорогой, на пересечении с улицей Краснова, по адресу проспект Победы, 130/1.

На участке между станциями метро «Святошин» и «Житомирская» находятся Святошинская (пр. Победы, 97) и Киево-Святошинская администрации (пр. Победы, 126). Первая управляет городским административным районом, вторая – пригородным районом, относящимся к Киевской области.

На пересении проспекта с бульваром Вернадского находится памятник академику Вернадскому, а почти напротив него, через дорогу, есть памятник Николаю Святоше, в честь которого, по легенде, была названа местность Святошин.

Возле (М) Житомирская находится еще один транспортный узел, здесь можно сесть на маршрутки в сторону Житомира, Бердичева, населенных пунктов Киевской области в макаровском направлении. Рядом с одним из выходов станции доживает последние годы здание кинотеатра «Экран», одного из старейших в Киеве. После пожара, который случился несколько лет назад, сооружение явно не подлежит ремонту.

Прямо внутри мостовой развязки, в которой от проспекта Победы отходят Кольцевая дорога и проспект Академика Палладина, находятся территория текстильной фабрики «Каштан» (фабрика еще существует, хотя большинство помещений её здания сдаются в аренду) и так называемый сквер Стуса.

Ближе к окончанию проспекта находится автостанция «Дачная», уже практически неиспользуемая, более того выведенная из коммунального фонда, хоть и с условием что в течении пяти лет будет использоваться новым владельцем именно как автостанция.

За автостанцией начинается спуск проспекта в долину речки Нивка и на этом спуске, на пересечении с улицей Чернобыльской находится мемориал в честь ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС.

Проспект Победы заканчивается примерно возле Святошинских прудов у леса и переходит в Брест-Литовское шоссе (с 1964 по 1985 годы Брест-Литовским назывался весь проспект), ведущее в сторону Коростышева и Житомира.

Шум. И без приборов можно утверждать, что уровень шума вдоль проспекта Победы высокий. Но во время обзора всё же было сделано несколько замеров шумомером. Так, рядом со стройкой нового высотного здания между мемориалом с танком и наземным вестюбилем станции метро «Шулявская» минимальный уровень шума в пяти метрах от дороги во время замера не опустился ниже 70 dBA. Чуть меньше оказался уровень шума недалеко от бывшего “Военторга” – там шумомер зарегистрировал минимум в 67.3 dBA.